Румянцева Татьяна Геннадиевна, воспитатель в ДОУ

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе детей с ОНР на тему: «Страна сказок»

Конспект организованной образовательной деятельности
по образовательной области «Речевое развитие»
 в старшей группе детей с ОНР
на тему: «Страна сказок»

Цель: Развитие образной речи посредством сказок.

Задачи:

Воспитательные:

 • воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

• воспитывать дружеские отношения между детьми.

• воспитывать чувство справедливости, сострадания, ответственности, любознательности.

• укреплять веру в то, что добро всегда побеждает.

Образовательные:

• учить осмысливать идею сказки, оценивать характеры персонажей.

• учить составлять описательные рассказы по схемам,обогащая их содержание образными сравнениями, пословицами, поговорками.

• учить умению образовывать сравнительные прилагательные.

Развивающие:

• развивать конструктивные способности.

• формировать предпосылки учебной деятельности.

Коррекционные:

• расширять и обогащать словарь по данной теме образными выражениями, пословицами, поговорками.

• следить за звукопроизношением.

• развивать связную речь детей.

• развивать мелкую моторику рук.

• продолжать работу над воздушной струёй.

Материалы:

• занавес.

• картины с изображением яблони, печки, речки, избушки на курьих ножках.

• искусственные ели, цветы, пни, грибы, кочки, мост,верёвки, дуги, корзина с еловыми шишками.

• опорная схема для составления рассказов.

• картинки героев сказок для составления описательных рассказов.

• разрезные картинки.

Музыка: песня «Сказочная страна», фрагмент видео «В гостях у сказки», видео и аудио запись шума леса, природы, речки.

Ход занятия образовательной деятельности:

Дети входят в зал.

Воспитатель: Ребята, вы слышали песню «Сказочная страна»? Кто живёт в этой стране?

 Дети: Там живут сказки.

 – А вы любите сказки?

– Да.

 – Хотелось бы вам оказаться в какой-нибудь сказке?
– Да.
 – Мне тоже,только вот как это сделать?

Дети предлагают варианты; взмахнуть волшебной палочкой, произнести волшебное заклинание, закрыть глаза и представить, что мытам оказались.

- Как вы хорошо придумали! Только давайте договоримся,о том, что когда мы попадём в сказку, то постараемся говорить, как сказочные герои. Мы читали много сказок и знаем много пословиц, поговорок, крылатых выражений.

Дети пробуют разные варианты волшебных заклинаний, но ничего не получается.

Воспитатель: Кажется, я догадалась, почему нам не удаётся попасть в сказочную страну. Ведь для того, чтобы попасть в сказку, надо чтобы каждый из нас верил в волшебство.

Дети уверяют, что они верят.

Воспитатель: Я тоже верю и предлагаю попробовать моё заклинание.

Релаксация.

Вместе за руки, возьмёмся.

 И друг другу улыбнёмся.

 Дружно скажем 1, 2, 3.

 Сказка, сказка– оживи!

 Глазки закрываем.

 В сказку попадаем. (Ожидание, слышится волшебное звучание).

А теперь, откроем глазки
И окажемся мы в сказке.
Занавес открывается. Перед детьми ворота, с надписью: «Страна сказок». За воротами декорации из сказки «Гуси-Лебеди» (яблоня с яблоками, печка, картина с изображением речки, избушка на курьих ножках). Ёлки, грибы, кочки, цветы,мостик, дорожки.

Воспитатель: Ой, ребята, смотрите девочка и плачет. Давайте подойдём и спросим в чём дело?

Ребёнок: Здравствуй, красна девица!

Девочка: Здравствуйте, люди добрые!

Ребёнок: Как тебя звать, величать?

Девочка: Матушка да батюшка нарекли меня Машенькой.

Ребёнок: Что ты, Машенька плачешь?

Девочка: Да как же мне не плакать? Был у меня братец Иванушка.Матушка да батюшка на базар поехали, а мне строго-настрого наказали беречь братца. Да только налетели Гуси-Лебеди, подхватили Иванушку и унесли. Что же мне теперь делать?

Воспитатель: Дети, кто эту сказку знает? Что может произойти?

Ребёнок: Сказка «Гуси-Лебеди». Баба-Яга Иванушку накорми,напоит, в баньке попарит, в печку посадит, зажарит, съест, а на косточках покатается.

 Воспитатель: Как же быть?

Дети: Надо Маше помогать. Иванушку выручать. В путь дорогу поспешать.

Воспитатель: А, куда же мы пойдём?

Девочка: Куда глаза глядят.

Воспитатель: А, вам не страшно?

Дети: Нет.

(дети говорят пословицы и поговорки о страхе и смелости) .

·Волков бояться, в лес не ходить.

·У страха глаза велики.

·Смелость, города берёт.

·Кто смел, тот и съел

Воспитатель: Ну, тогда в путь! А по дороге будем петь «Песенку храбрецов».

Дети поют и выполняют физические упражнения (прыжки с кочки на кочку, ходьба по верёвке, лазание под дугами, ходьба по массажной дорожке, между елями).

В лес дремучий по тропинке

 Друг за другом мы пойдём.

 Все препятствия, преграды,

 Непременно обойдём.

 Не боимся мы на свете,

 Никого и ничего.

 Знают даже, малы дети –

Побеждает ведь добро!

Воспитатель: Наконец то мы пришли. Вместе яблоньку нашли. Что жедальше будем делать?

Дети: У яблоньки помощи просить.

«Яблонька, яблонька, куда Гуси-Лебеди полетели» (все вместе).

(Звучит фонограмма)  - Ох, тяжело мне,созрели мои яблочки. Вот если сорвёте мои яблочки, да на мои вопросы ответите,то укажу вам дорогу.

Дети срывают яблоки, на которых написаны вопросы и отвечают на них.

1) Что такое сказка?

- Это волшебство, вымысел, неправда. Это то, чего на свете не бывает.

2) Какими словами часто начинаются сказки?

- «В некотором царстве, в некотором государстве»,«Жили – были», «Давным-давно», «В давние, давние времена».

3) Какими словами часто заканчиваются сказки?

- «И жили они долго и счастливо», «Вот и сказке конец,а кто слушал – молодец», «Я там был. Мёд, пиво пил, да усы лишь обмочил», «И прожили они счастливо до глубокой старости», «И устроили пир, на весь мир».

4) Почему говорят: «Сказка – ложь, да в ней намёк.Добрым молодцам – урок»?

- Потому что, сказка – это неправда, но она учит людей как правильно жить.

5) А, чему она ещё учит?

- Учит мечтать, верить в чудеса, дружбу, любовь. Учит быть сильным, смелым, справедливым, храбрым, умным, добрым.

6) Как можно догадаться, что данное произведение сказка? Что происходит в сказке с предметами, птицами, животными?

- Они оживают, разговаривают, могут двигаться. Ещё, в сказках, всегда побеждает добро.

7) Что же помогает героям сказок побеждать зло?

- Дружба, смелость, находчивость, труд, любовь,хитрость, доброта, сила, ум, вера.

Яблонька:

-Спасибо вам ребятушки, что научили вы меня уму-разуму. Ступайте по кочкам, да никуда не сворачивайте.

(Дети прыгают с кочки на кочку. Подходят к печке).

Дети: Печка, печка, скажи, куда Гуси-Лебеди полетели? (Звучит фонограмма)

Печь: Ах, ребята, помогите!

 Печь скорее растопите

Да порядок наведите

 Гуси мимо пролетали.

Все картинки разбросали.

 Вы их соберите.

 Сказки назовите.

Воспитатель: Ребята, мы трудиться любим? Поможем печке?

Дети: Да.

Воспитатель: А если мы трудиться любим, то как нас можно назвать?

Дети: Трудолюбивыми.

Воспитатель: Какие пословицы о труде вы знаете?

Дети:«Терпенье и труд всё перетрут», «Кто рано встаёт, тому Бог даёт», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Делу – время, потехе – час», «Дело мастера боится», «Труд кормит, а лень портит».

Воспитатель: А как в народе о лентяях говорят?

·Дети:«Ленивому и лениться лень»,

·«У ленивого Федорки всегда отговорки»,

·«Кто лениться, тот не ценится»,

·«Скучен день до вечера, коли делать нечего»,

·«Лень хуже болезни»,

·«Под лежачий камень вода не течёт».

Воспитатель: Будем печке помогать и огонь в ней разжигать.

Дыхательная гимнастика «Разведём в печи огонь»

Дети дуют на тренажёр в виде пламени – огня,сделанного из цветной, тонкой фольги и круглой подставки.

Воспитатель: Чтоб картинки нам собрать, надо пальчики размять.

Пальчиковая гимнастика. «В гостях у печки».

(Дети встают в круг. Выполняют движения, согласовывая их с текстом.)

Печка в гости нас ждала. (показывают вытянутые перед собой ладошки)

Угощенье припасла.

Пироги, блины, ватрушки, (загибают пальчики)

Булки, бублики и плюшки.

Хлеб, печенье на дорожку,

Все возьмём мы понемножку. (разводят руки в разные стороны)

С ручек крошки все стряхнём (стряхивают)

И работать мы начнём (сжимание и разжимание кулачков).

Дидактическая игра «Собери картинку»

Дети собирают разрезные картинки и называют сказки.

Печка:Спасибо вам, ребята, что в беде не оставили. Бегите к речке по мостику, да никуда не сворачивайте.(Дети идут по тренажёру из «дорожка». Подходят к речке).

Дети:Речка-матушка, куда Гуси-Лебеди полетели? (Звучит фонограмма),

Речка:Здравствуйте, гости дорогие! Молва бежит впереди вас, будто вы всё на свете знаете. А можете со мной поиграть, героев сказок по описанию узнать?Ребёнок встаёт перед детьми и не показывая картинки описывает (по опорной схеме) героя сказки, а дети отгадывают о ком идёт речь. 2-3 картинки.

Речка: Вот ещё одна игра.
Есть корзинка у меня.
Кто шишку из неё возьмёт
Тот мудрость, силу обретёт.
Но сначала помогите.
Ласково всех назовите.

Дидактическая игра «Назови ласково»

 Сестра –сестрица, Яблоко – яблочко, Пирог - пирожок, Брат – братец, Печь - печка, Кисель - киселёк, Яблоня – яблонька, Река - речка, Огонь - огонёк

Воспитатель: Мы получили волшебные шишки. Возьмите их в руки и ответьте одним словом;

Были мы:

добрыми, а стали ещё (добрее)

сильными, а стали ещё (сильнее)

храбрыми, а стали ещё (храбрее)

дружными, а стали ещё (дружнее)

умными, а стали ещё (умнее)

Речка: И меня вы удивили, да порадовали.

В путь дорогу поспешите.

На поляну вы бегите. 

Там в избе на курьих ножках
Проживает Бабка-Ёжка

Воспитатель: Что ж, давайте поспешать

И Иванушку спасать.(Дети выходят на поляну)

Дети: Избушка, избушка повернись ко мне передом, а к лесу задом.

Маша: Иванушка! Братец дорогой!

Поспешим скорей домой.

От нас низкий всем поклон. (Кланяются и убегают)

Воспитатель: Время как птица пролетело. Пора и нам в детский сад возвращаться. (Дети произносят заклинание).

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся

Скажем дружно 1, 2, 3.

Сказка,сказка помоги!

Глазки открываем

В сад мы попадаем.

Воспитатель: Что нам помогало преодолеть все препятствия?

Дети: Дружба.

Воспитатель:Какие пословицы и поговорки о дружбе вы знаете?

 Дети:Сам погибай, а товарища выручай.

·Старый друг лучше новых двух.

·Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

·Человек без друга, что дерево без корней.

Анализ: Что понравилось? Что показалось трудным? В какую сказку хотелось бы попасть в следующий раз?

Литература:

• В. Н. Макарова, Е. А. Ставцева, М. Н. Мирошкина «Методика работы по развитию образной речи у старших дошкольников».




25 марта 2021 в 17:26

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.