Конспект организованной образовательной деятельности
по образовательной области «Речевое развитие»
в старшей группе детей с ОНР
на тему: «Страна сказок»
Цель: Развитие образной речи посредством сказок.
Задачи:
Воспитательные:
• воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
• воспитывать дружеские отношения между детьми.
• воспитывать чувство справедливости, сострадания, ответственности, любознательности.
• укреплять веру в то, что добро всегда побеждает.
Образовательные:
• учить осмысливать идею сказки, оценивать характеры персонажей.
• учить составлять описательные рассказы по схемам,обогащая их содержание образными сравнениями, пословицами, поговорками.
• учить умению образовывать сравнительные прилагательные.
Развивающие:
• развивать конструктивные способности.
• формировать предпосылки учебной деятельности.
Коррекционные:
• расширять и обогащать словарь по данной теме образными выражениями, пословицами, поговорками.
• следить за звукопроизношением.
• развивать связную речь детей.
• развивать мелкую моторику рук.
• продолжать работу над воздушной струёй.
Материалы:
• занавес.
• картины с изображением яблони, печки, речки, избушки на курьих ножках.
• искусственные ели, цветы, пни, грибы, кочки, мост,верёвки, дуги, корзина с еловыми шишками.
• опорная схема для составления рассказов.
• картинки героев сказок для составления описательных рассказов.
• разрезные картинки.
Музыка: песня «Сказочная страна», фрагмент видео «В гостях у сказки», видео и аудио запись шума леса, природы, речки.
Ход занятия образовательной деятельности:
Дети входят в зал.
Воспитатель: Ребята, вы слышали песню «Сказочная страна»? Кто живёт в этой стране?
Дети: Там живут сказки.
– А вы любите сказки?
– Да.
– Хотелось бы вам оказаться в какой-нибудь сказке?
– Да.
– Мне тоже,только вот как это сделать?
Дети предлагают варианты; взмахнуть волшебной палочкой, произнести волшебное заклинание, закрыть глаза и представить, что мытам оказались.
- Как вы хорошо придумали! Только давайте договоримся,о том, что когда мы попадём в сказку, то постараемся говорить, как сказочные герои. Мы читали много сказок и знаем много пословиц, поговорок, крылатых выражений.
Дети пробуют разные варианты волшебных заклинаний, но ничего не получается.
Воспитатель: Кажется, я догадалась, почему нам не удаётся попасть в сказочную страну. Ведь для того, чтобы попасть в сказку, надо чтобы каждый из нас верил в волшебство.
Дети уверяют, что они верят.
Воспитатель: Я тоже верю и предлагаю попробовать моё заклинание.
Релаксация.
Вместе за руки, возьмёмся.
И друг другу улыбнёмся.
Дружно скажем 1, 2, 3.
Сказка, сказка– оживи!
Глазки закрываем.
В сказку попадаем. (Ожидание, слышится волшебное звучание).
А теперь, откроем глазки
И окажемся мы в сказке.
Занавес открывается. Перед детьми ворота, с надписью: «Страна сказок». За воротами декорации из сказки «Гуси-Лебеди» (яблоня с яблоками, печка, картина с изображением речки, избушка на курьих ножках). Ёлки, грибы, кочки, цветы,мостик, дорожки.
Воспитатель: Ой, ребята, смотрите девочка и плачет. Давайте подойдём и спросим в чём дело?
Ребёнок: Здравствуй, красна девица!
Девочка: Здравствуйте, люди добрые!
Ребёнок: Как тебя звать, величать?
Девочка: Матушка да батюшка нарекли меня Машенькой.
Ребёнок: Что ты, Машенька плачешь?
Девочка: Да как же мне не плакать? Был у меня братец Иванушка.Матушка да батюшка на базар поехали, а мне строго-настрого наказали беречь братца. Да только налетели Гуси-Лебеди, подхватили Иванушку и унесли. Что же мне теперь делать?
Воспитатель: Дети, кто эту сказку знает? Что может произойти?
Ребёнок: Сказка «Гуси-Лебеди». Баба-Яга Иванушку накорми,напоит, в баньке попарит, в печку посадит, зажарит, съест, а на косточках покатается.
Воспитатель: Как же быть?
Дети: Надо Маше помогать. Иванушку выручать. В путь дорогу поспешать.
Воспитатель: А, куда же мы пойдём?
Девочка: Куда глаза глядят.
Воспитатель: А, вам не страшно?
Дети: Нет.
(дети говорят пословицы и поговорки о страхе и смелости) .
·Волков бояться, в лес не ходить.
·У страха глаза велики.
·Смелость, города берёт.
·Кто смел, тот и съел
Воспитатель: Ну, тогда в путь! А по дороге будем петь «Песенку храбрецов».
Дети поют и выполняют физические упражнения (прыжки с кочки на кочку, ходьба по верёвке, лазание под дугами, ходьба по массажной дорожке, между елями).
В лес дремучий по тропинке
Друг за другом мы пойдём.
Все препятствия, преграды,
Непременно обойдём.
Не боимся мы на свете,
Никого и ничего.
Знают даже, малы дети –
Побеждает ведь добро!
Воспитатель: Наконец то мы пришли. Вместе яблоньку нашли. Что жедальше будем делать?
Дети: У яблоньки помощи просить.
«Яблонька, яблонька, куда Гуси-Лебеди полетели» (все вместе).
(Звучит фонограмма) - Ох, тяжело мне,созрели мои яблочки. Вот если сорвёте мои яблочки, да на мои вопросы ответите,то укажу вам дорогу.
Дети срывают яблоки, на которых написаны вопросы и отвечают на них.
1) Что такое сказка?
- Это волшебство, вымысел, неправда. Это то, чего на свете не бывает.
2) Какими словами часто начинаются сказки?
- «В некотором царстве, в некотором государстве»,«Жили – были», «Давным-давно», «В давние, давние времена».
3) Какими словами часто заканчиваются сказки?
- «И жили они долго и счастливо», «Вот и сказке конец,а кто слушал – молодец», «Я там был. Мёд, пиво пил, да усы лишь обмочил», «И прожили они счастливо до глубокой старости», «И устроили пир, на весь мир».
4) Почему говорят: «Сказка – ложь, да в ней намёк.Добрым молодцам – урок»?
- Потому что, сказка – это неправда, но она учит людей как правильно жить.
5) А, чему она ещё учит?
- Учит мечтать, верить в чудеса, дружбу, любовь. Учит быть сильным, смелым, справедливым, храбрым, умным, добрым.
6) Как можно догадаться, что данное произведение сказка? Что происходит в сказке с предметами, птицами, животными?
- Они оживают, разговаривают, могут двигаться. Ещё, в сказках, всегда побеждает добро.
7) Что же помогает героям сказок побеждать зло?
- Дружба, смелость, находчивость, труд, любовь,хитрость, доброта, сила, ум, вера.
Яблонька:
-Спасибо вам ребятушки, что научили вы меня уму-разуму. Ступайте по кочкам, да никуда не сворачивайте.
(Дети прыгают с кочки на кочку. Подходят к печке).
Дети: Печка, печка, скажи, куда Гуси-Лебеди полетели? (Звучит фонограмма)
Печь: Ах, ребята, помогите!
Печь скорее растопите
Да порядок наведите
Гуси мимо пролетали.
Все картинки разбросали.
Вы их соберите.
Сказки назовите.
Воспитатель: Ребята, мы трудиться любим? Поможем печке?
Дети: Да.
Воспитатель: А если мы трудиться любим, то как нас можно назвать?
Дети: Трудолюбивыми.
Воспитатель: Какие пословицы о труде вы знаете?
Дети:«Терпенье и труд всё перетрут», «Кто рано встаёт, тому Бог даёт», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Делу – время, потехе – час», «Дело мастера боится», «Труд кормит, а лень портит».
Воспитатель: А как в народе о лентяях говорят?
·Дети:«Ленивому и лениться лень»,
·«У ленивого Федорки всегда отговорки»,
·«Кто лениться, тот не ценится»,
·«Скучен день до вечера, коли делать нечего»,
·«Лень хуже болезни»,
·«Под лежачий камень вода не течёт».
Воспитатель: Будем печке помогать и огонь в ней разжигать.
Дыхательная гимнастика «Разведём в печи огонь»
Дети дуют на тренажёр в виде пламени – огня,сделанного из цветной, тонкой фольги и круглой подставки.
Воспитатель: Чтоб картинки нам собрать, надо пальчики размять.
Пальчиковая гимнастика. «В гостях у печки».
(Дети встают в круг. Выполняют движения, согласовывая их с текстом.)
Печка в гости нас ждала. (показывают вытянутые перед собой ладошки)
Угощенье припасла.
Пироги, блины, ватрушки, (загибают пальчики)
Булки, бублики и плюшки.
Хлеб, печенье на дорожку,
Все возьмём мы понемножку. (разводят руки в разные стороны)
С ручек крошки все стряхнём (стряхивают)
И работать мы начнём (сжимание и разжимание кулачков).
Дидактическая игра «Собери картинку»
Дети собирают разрезные картинки и называют сказки.
Печка:Спасибо вам, ребята, что в беде не оставили. Бегите к речке по мостику, да никуда не сворачивайте.(Дети идут по тренажёру из «дорожка». Подходят к речке).
Дети:Речка-матушка, куда Гуси-Лебеди полетели? (Звучит фонограмма),
Речка:Здравствуйте, гости дорогие! Молва бежит впереди вас, будто вы всё на свете знаете. А можете со мной поиграть, героев сказок по описанию узнать?Ребёнок встаёт перед детьми и не показывая картинки описывает (по опорной схеме) героя сказки, а дети отгадывают о ком идёт речь. 2-3 картинки.
Речка: Вот ещё одна игра.
Есть корзинка у меня.
Кто шишку из неё возьмёт
Тот мудрость, силу обретёт.
Но сначала помогите.
Ласково всех назовите.
Дидактическая игра «Назови ласково»
Сестра –сестрица, Яблоко – яблочко, Пирог - пирожок, Брат – братец, Печь - печка, Кисель - киселёк, Яблоня – яблонька, Река - речка, Огонь - огонёк
Воспитатель: Мы получили волшебные шишки. Возьмите их в руки и ответьте одним словом;
Были мы:
добрыми, а стали ещё (добрее)
сильными, а стали ещё (сильнее)
храбрыми, а стали ещё (храбрее)
дружными, а стали ещё (дружнее)
умными, а стали ещё (умнее)
Речка: И меня вы удивили, да порадовали.
В путь дорогу поспешите.
На поляну вы бегите.
Там в избе на курьих ножках
Проживает Бабка-Ёжка
Воспитатель: Что ж, давайте поспешать
И Иванушку спасать.(Дети выходят на поляну)
Дети: Избушка, избушка повернись ко мне передом, а к лесу задом.
Маша: Иванушка! Братец дорогой!
Поспешим скорей домой.
От нас низкий всем поклон. (Кланяются и убегают)
Воспитатель: Время как птица пролетело. Пора и нам в детский сад возвращаться. (Дети произносят заклинание).
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся
Скажем дружно 1, 2, 3.
Сказка,сказка помоги!
Глазки открываем
В сад мы попадаем.
Воспитатель: Что нам помогало преодолеть все препятствия?
Дети: Дружба.
Воспитатель:Какие пословицы и поговорки о дружбе вы знаете?
Дети:Сам погибай, а товарища выручай.
·Старый друг лучше новых двух.
·Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
·Человек без друга, что дерево без корней.
Анализ: Что понравилось? Что показалось трудным? В какую сказку хотелось бы попасть в следующий раз?
Литература:
• В. Н. Макарова, Е. А. Ставцева, М. Н. Мирошкина «Методика работы по развитию образной речи у старших дошкольников».