Румянцева Татьяна Геннадиевна, воспитатель в ДОУ

Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию. Викторина «Природа вокруг нас!»

Конспект

организованной образовательной деятельности
по познавательному развитию на тему:

викторина «Природа вокруг нас!».

в старшей группе детей с ОНР

Провела: воспитатель

высшей категории Румянцева Т. Г.

Ход:

Воспитатель: Дорогие ребята, гости, приглашаю вас на викторину о природе.«Здесь знает каждый, ты и я, Природу обижать нельзя!»
Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен удивительный мир природы нашего родного края. Где бы вы ни были: в лесу, на лугу, на берегу реки – повсюду вас окружают загадки и таинства природы. Сегодня мы попытаемся открыть несколько страничек этого мира, проведем с вами викторину «Природа вокруг нас». В викторине примут участие две команды.
Первая команда – «Умники», вторая команда – «Умницы».
Дорогие участники сегодня вы должны показать все свои знания, вас ждут сложные конкурсы и интересные вопросы, но вы же у нас умники и умницы, и мы верим что вы справитесь!

Итак готовы? Тогда начнём! Чтобы быстро отвечать  давайте пропоём песенку - чистоговорку лисы: «Са – са – са – это хитрая лиса»(аудиозапись)
1 Конкурс «Разминка»:

Представляет собой блицопрос. За одну минуту (песочные часы) нужно
ответить на как можно большее число вопросов. Вопросы для команды «Умницы»:
• Медведь, лиса, заяц, лось – кто это? (дикие животные) • Когда листва с деревьев опадает? (осенью) • Как назвать детеныша лошади? (жеребенок)
• Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)
• Какая птица лечит деревья? (дятел)
• У какого дерева белый ствол? (у березы)
• Кто в лесу плетет паутину? (паук)
• Назовите детенышей курицы (цыплята) Дополнительные вопросы:
• Как назвать детеныша свиньи? поросенок)
• Белобокая птица. (Сорока) • Какое растение может нас обжечь? (Крапива)
• Что такое зеленый покров Земли? (трава)

Вопросы для команды «Умники»:
• На каком дереве растут желуди? (на дубе)
• Ворона, скворец, воробей, ласточка – кто это? (птицы)
• Как назвать детеныша коровы? (теленок)
• У какого зверя рыжая шубка? (у белки, лисы)
• Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей - кто это? (насекомые)
• У какой птицы красная грудка? (у снегиря)
• Кабан - дикое или домашнее животное? (дикое)
• Когда земляника поспевает? (летом)

Дополнительные вопросы:  •Новогоднее дерево. (Елка)
• Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)
• Кто носит свой дом на спине? (улитка • Как называется домик для пчёл? (улей)

Разминку для ума сделали, а теперь давайте сделаем разминку для тела, выходите на физкультминутку (песня-игра «У оленя дом большой»). (аудиозапись)

Цель: развивать у детей ритмичную, выразительную речь, координацию движений.

У оленя дом большой
Он глядит в своё окошко
Заяц по лесу бежит
В дверь к нему стучится: «Стук-стук, дверь открой
Там в лесу охотник злой!»
«Заяц, заяц, забегай!
Лапу мне давай»

На каждую фразу стиха выполняется своё движение: У оленя (руки вверх к голове, как рога оленя)
Дом большой (руки над головой «домиком»)
Он глядит (правую руку над глазами)
В своё окошко (двумя руками сначала вертикально, потом горизонтально изображается окно)
Заяц (ладони к голове, как уши зайца)
по лесу бежит (руки сжать в кулаках, локти согнуть, изобразить бег)
В дверь к нему стучит: (кулаком «постучать»)
«Стук-стук дверь открой (изобразить, как открывается дверь)
Там в лесу (показать большим пальцем назад через плечо)
Охотник злой!» (сердитое лицо)
«Заяц, заяц, забегай (опять изобразить зайца)
Лапу мне давай!» (подать руку)

2 конкурс «Кто лишний?». 
На доске картинки с изображениями для первой команды: берёза, ива, дуб, тополь, ёлка и рябина, а для второй команды: кабан, лиса, волк, заяц, медведь и собака. Дети должны выбрать лишнюю картинку и объяснить. 

Наши команды- Mолодцы! И для них сейчас
3 конкурс - игра «Угадай мелодию».
Дети одной команды отгадывают песню, затем дети другой команды отгадывают («Жили у бабуси два весёлых гуся", «Кузнечик», «В лесу родилась ёлочка», «Жил-был у бабушки серенький козлик»).
Как внимательно наши команды слушали, какие они музыкальные, теперь
проверим какие они сообразительные.

Итак, объявляю следующий
4 конкурс: «Загадки о природе». Нужно не только загадать загадки команде противника, но и отгадать их (детям заранее раздаются загадки, которые они загадывают команде противника).

1:  Припрятала орешки
И сушит сыроежки-
Зимой в её дупле Что хочешь на столе. (белка) 2:  Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу живет,
В деревне кур крадет.(лиса)
3:  Кто зимой холодной,
Ходит злой, голодный?(волк)
4:  Носит на макушке-
Длинные ушки,
Шубку на зиму меняет,
Кто зверька такого знает?(заяц)
5:  Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья- белобока, А зовут её …(сорока). 6:  Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой,
Всё равно ты будешь мой.(дятел)

 7:  Всю ночь летает, 
      Мышей добывает, 
      А станет светло- 
     Спать летит в дупло.(сова) 

8:  Я на ёлке на суку 
     Счёт веду: «Ку-ку, ку-ку».(кукушка) 

9: Трав копытами касаясь,
    Ходит по лесу красавец,
    Он рога несет легко,
    Хоть раскинул широко. (Лось)
10.  Хозяин лесной, просыпается весной
      А зимой, под вьюжный вой
      Спит в избушке снеговой (медведь)
11. Лежала между ёлками
      Подушечка с иголками.
      Тихонечко лежала,
      Потом вдруг убежала.( ёжик )
 12. Носят серенький жилет,
       Но у крыльев чёрный цвет.
      Видишь кружат двадцать пар и кричат:
      - Карр! – Карр! – Карр! – Карр! (вороны)

Загадки от жюри:

1. Высоченный великан

Будто угодил в капкан,

Никуда он не идет,

На одной ноге растет.

Как огромными руками,

По ветру шуршит ветвями. (Дерево)

2. Он деревьев младший брат,

Только ростом маловат,

А еще стволов полно

У молодчика того. (Кустарник)

Воспитатель: - Молодцы! Все были очень внимательны и справились с загадками. Давайте поиграем еще в одну игру. Здесь тоже надо быть внимательными, но еще и ловкими.

Подвижная игра «Лисы и зайцы».

Детей назначаю на роли зайцев и лис. Напоминаю правила игры.

Воспитатель:  Если то, что я вам скажу, бывает на самом деле, то лисы ловят зайцев. А если такое в жизни не бывает, то наоборот, зайцы будут ловить лис. На удар бубна игра прекращается. Те, кого поймали, подходят ко мне. Будьте внимательны.

1 – У лисы длинный пушистый хвост.

(лисы ловят зайцев)

2 – Волк любит скакать по веткам.

(зайцы ловят лис)

3 – Медведь все лето спит в берлоге.

(зайцы ловят лис)

4 – Заяц – длинноухий.

(лисы ловят зайцев) Какие вы ловкие и внимательные!

5 конкурс игра «Что бы вы сделали, если?» (пояснение очерёдности вопросов-ответов)

Воспитатель: - Ребята, представьте себе, отдыхая на берегу реки, у вас остался мусор. Как вы поступите?:

1. Оставите его на берегу?

2. Соберёте и бросите этот мусор в речку?

3. Поступите по-другому? Как?

Дети: Аккуратно соберу и отнесу на свалку (мусорку).

Воспитатель: - Ребята представьте себе, лесную, красивую полянку всю в цветах. Что вы сделаете?:

1. Нарвёте эти цветы и подарите их маме?

2. Полюбуетесь и пойдёте дальше?

3. Поступите по-другому? Как?

Дети: - Сфотографирую или нарисую.

Воспитатель: - На все мои вопросы вы дали очень интересные ответы. Молодцы!

- Я предлагаю вам еще одну игру. Будьте внимательны.

6 конкурс игра «Трик – трак, это так?» (пояснение очерёдности вопросов-ответов) 1.Воспитатель: - Родились у зайчихи лисята.

Дети: - Трик – трак это не так.

Воспитатель: - А как?

Дети: - У зайчихи – зайчата, а лисята у лисицы. 2.Воспитатель: - У медведицы детки медвежата?

Дети: - Трик – трак это так.

Воспитатель: - У медведицы – медвежата! 3.Воспитатель: - У белки – волчата.

Дети: - Трик – трак, это не так.

Воспитатель: - А как?

Дети: - У белки – бельчата, а волчата у волчихи. 4. Воспитатель: - У ежихи – ежата?

Дети: - Трик – трак это так. Воспитатель: - Молодцы! Все были очень внимательны! Ребята скажите пожалуйста, что нужно делать, чтобы животные, растения и люди не погибли? (Беречь, не уничтожать, не засорять, помогать животным и птицам, не убивать даже насекомых). Ребенок: - Давайте вместе Землю украшать,

Сажать сады, цветы сажать повсюду.

Давайте вместе Землю уважать

И относиться с нежностью, как к чуду!

Мы забываем, что она у нас одна –

Неповторимая, ранимая, живая.

Прекрасная: хоть лето, хоть зима…

Она у нас одна, одна такая! Вот наша викторина подошла к концу, и мы просим наших уважаемых гостей подвести итоги нашей экологической викторины. (Награждение медалями. Победила дружба.)
Вот так в дружбе должны жить все люди Земли, в дружбе с растениями, животными, которые тоже живут на нашей планете.
А нашим уважаемым взрослым мы хотим сказать:

Перефразируя писателя известного,
Мы говорим на сердце руку положа,
Пусть будет в человеке всё прекрасно:
И мысли, и поступки, и душа,

В гармонии с природой и с собою
На свете, чтобы жили малыши,
Воспитывайте в детях, берегите,
Храните экологию души!

Литература: 
1.О. И. Бочкарёва Развитие речи. Старшая группа. Занимательные материалы. 
2.О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаева «Чего на свете не бывает?» 3. Р.С. Гайсина «Природа родного Башкортостана».



25 марта 2021 в 20:58

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.